4 января 210 лет со дня рождения Евдокии Ростопчиной

Евдокия  Петровна Ростопчина (4 января 1812, Москва — 15 декабря 1858, там же) — русская поэтесса, переводчица, драматург и прозаик, хозяйка литературного салона.

Рано лишившись матери, воспитывалась в семье своего деда с материнской стороны, И.А. Пашкова . Воспитание ее было вверено бесконтрольно разным гувернанткам, которые, по свидетельству брата, С.П. Сушкова, никуда, за немногими исключениями, не годились.

Уже в детстве Ростопчина усвоила хорошо языки французский, немецкий и английский (впоследствии – итальянский) и очень много читала. Еще почти ребенком, по ее словам, она, “под впечатлением восторга от Шиллера, Жуковского, Байрона, Пушкина, сделала сама попытку заняться поэзией и написала оду на Шарлотту Корде, но впоследствии сожгла ее”.

 В 1831 году появляется в печати первое ее стихотворение: “Талисман”, в альманахе “Северные Цветы”, за подписью Д-а. В 1833 году Ростопчина вышла замуж за гр. А.Ф. Ростопчина, сына московского главнокомандующего; брак этот был скорее результатом настояний родственников, и счастливым он не был. Вскоре после выхода замуж, Ростопчина начинает помещать свои стихи во многих журналах, подписывая их сперва Р-а, а затем и полным именем. Успех ее стихотворений, отличавшихся звучной, изящной формой, был выдающийся. Пушкин, Лермонтов, Жуковский ободряли ее своими лестными отзывами; немалое значение имело и положение писательницы в высшем обществе.

Когда в 1841 году вышел отдельно первый сборник ее стихотворений, Плетнев встретил его восторженно, но Белинский, признавая в Ростопчиной “поэтическую прелесть” и “высокий талант”, заметил существенные недостатки в ее произведениях: пустоту содержания и “служение богу салонов”. И действительно, это лирика любви неразделенной, но непременно изящной, светской: поэтесса мечтает лишь о блеске, стремится восхищать свет своей красотой, ее обаяние не литературное, а “женское”.

В 1845 году Ростопчина поехала за границу и в Италии написала известную балладу “Насильный брак”, в которой она изображает отношения России к Польше; Польша представлена в виде угнетенной жены грозного барона. Баллада эта сперва не была понята, но вскоре аллегорический ее смысл выяснили, и Р. подверглась гневу императора Николая Павловича. После этого Ростопчина возвращается к своему прежнему направлению, т. е. к “служению богу салонов”, а если и затрагивает общественные темы, то лишь в патриотических стихотворениях (во время Крымской войны) и в повестях, комедиях и стихотворениях, в которых нападает на прогрессивные течения русской мысли. В этом отношении особенно замечательны продолжение “Горя от ума” и “Дом сумасшедших”; она одинаково нападает здесь и на западников, и на славянофилов, так как в сущности ни те, ни другие не подходят к ее салонным идеалам. Отношение к ней Чернышевского и Добролюбова было весьма неблагоприятно: их критика отметила, что к прежней пустоте содержания присоединилось ретроградство.

Умерла Ростопчина почти забытая публикой. Ее сочинения изданы Смирдиным в 1857 году, за границей, в 1860 – 62 годах и, наконец, ее братом, С.П. Сушковым, в 1890 году (Санкт-Петербург). Ср. “Вестник Европы”, 1885, № 3, ст. Е.С. Некрасовой , и 1888, № 5 – ст. С.П. Сушкова. А. Б.

Share Button

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика