Нам так хочется, чтобы дети любили читать. Но, увы, у них сегодня хватает развлечений и без книг: мультики, боевики, компьютерные игры... Почему же им интереснее познавать мир с голубого экрана, чем со страниц красочной книги?

   Психологи объясняют: у ребёнка, который только начинает читать, ещё не развито так называемое "эйдетическое чтение", при котором печатное слово порождает внутренний "видеоряд". Вначале ребёнок сосредоточен на самих буквах, поэтому с трудом представляет себе то, о чём говорится на странице. Постепенно он учится представлять картины, нарисованные писателем. Однако дело это достаточно долгое и трудоёмкое. К тому же самостоятельное чтение требует концентрации внимания, а напряжение порождает усталость, та же в свою очередь - скуку... Смотреть телевизор легче: там всё  броское, красочное, запоминающееся, вот только для  фантазии места не остаётся. А значит, читать будет ещё труднее. Так возникает замкнутый круг, который большинство детей пытается разорвать самым естественным способом - отказаться от чтения вообще.

   Что же предпринять? Как помочь нашим детям полюбить чтение книг?

   Любовь к чтению не возникает автоматически, надо научить любить книгу.

  Пусть ваше желание дарить чтение возникнет, когда ребенок еще мал. Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете. Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои действия: «моем ручки», «садимся за стол!», описывайте то, что видите, - так вы готовите внимательного слушателя.

  Начинать читать надо с первых же месяцев жизни. Читая малышу, вы помогаете ему получать удовольствие от чтения. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо. Малыши обожают регулярное чтение с родителями. Все время обращайтесь к книге и чтению.

  Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома – это ошибка многих читающих родителей. И она не только в том, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее детских библиотек. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много в библиотеке и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие книги и читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Так появляется стимул к чтению.

  Очень важно,  КАК вы читаете! Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного. Чтение должно быть удовольствием. Помните, чтение книг – это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.

  Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже набившие оскомину книги снова и снова. Что делать в таком случае? Читайте снова… и снова. Да-да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги. Если книга вызывает удовольствие у ребенка, и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.

  Если ребенок только учится читать, не заставляйте его делать это долго. Лучше читать меньше, но чаще: почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Перед сном – еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием.

  Будьте терпимы к тому, что на первых порах дети могут читать медленно, тихо. Так вы не отобьете у него желания читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится тем, что преодолевает трудности.

  Читать можно везде и всегда: на прогулке, пляже, ожидая прием у врача…  Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок, названий взрослых книг, ваших рабочих документов.

   Никогда не усаживайте малыша за чтение, если он этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет – оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. И если ваш уже выросший ребенок читает только комиксы или примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов. Стоит обратить особое внимание на книги, которые вы любили в детстве. Дети XXI века очень отличаются от своих ровесников прошлого века, и потому многим родителям кажется, что книги их детства не смогут заинтересовать их детей. Это ошибочное мнение. Ведь если бы это было верным, мировая классическая литература перестала бы существовать. Если любимая вами  книга не вызвала интереса у вашего ребенка, то это вовсе не потому, что сейчас другое время, - это просто не та книга. Попробуйте предложить что-либо другое.

  Выбирая книги для совместного чтения, не стоит отвергать предложения самого ребенка.

  Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Просите вашего ребенка почитать вам, когда он уже научится читать. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста, не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять увлеченности историей, которую ОН читает ВАМ. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже. Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение. Поощряйте его чтение вслух: газеты, журнала, истории, сказки. Вам некогда почитать, и он это делает для вас. Нет лучшего способа поощрить чтение! Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним.

  Если же у вас уже подрос ребенок, то и сейчас не поздно начать совместные чтения, например, интересных для него статей из журналов. Постепенно вы узнаете его интересы и сможете предложить книги, которые он с удовольствием прочтет незаметно для себя. Главное – действовать  постепенно, ненавязчиво, в игровой форме,  с уважением к его читательским предпочтениям.

  Помните:

  • Каждому возрасту  необходима своя литература! Даже разница в два года – это целая пропасть в развитии.  Можно каждый год приобретать или брать в библиотеке хрестоматию для соответствующего возраста;
  • Предлагайте ребенку книги разных авторов и жанров. Это будет формировать задатки литературного вкуса;
  • Формируйте привычку. Читайте каждый день! Читайте просто так, чтение ради чтения;
  • Введите новую традицию – День любимой книги. Выберите день, когда вы будете перечитывать ребенку его любимую книгу. Это приучит возвращаться к прочитанному, смотреть по-новому на знакомое произведение;
  • Учите чтению с продолжением. Читайте больше книги, разбитые на главы, в день по главе;
  • Не заставляйте ребенка читать самостоятельно, даже если он уже умеет складывать буквы в слоги. Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребенок должен взять сам. Принуждение убивает читательский интерес;
  • Лучший подарок – игрушка, а не книга! Говорят книга – хороший подарок, только не для школьника. Хороша она только для того, кто любит читать. Книгу нужно дарить, но не на праздники. Дарите просто так;
  • Семейная книга – это здорово! Но лучше запишитесь с ребенком в библиотеку! Там атмосфера особенная.  У ребенка начнется формироваться читательская культура;
  •  Читайте сами! Ваш пример – лучший! Это самый лучший способ привить чаду любовь к книге.



   Если вы последуете этим советам, то незаметно для себя воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем заняться в свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И все это обязательно приведет его к успеху! 

   Давайте подружим наших детей с книгой, научим наслаждаться чтением.